Как правильно обжечь дерево?
Техника обжига и структурирования древесины
Структурирование — техника, позволяющая наиболее ярко выделить и показать природную красоту древесины. Часто этот способ называется «брашированием» — от английского слова «brush» — щетка, чистить, вычищать.
Применяется браширование для тех пород дерева, которые имеют хорошую структуру, видимую невооруженным глазом. Годовые кольца у такой древесины должны быть различимы и отстоять друг от друга на значительном расстоянии. Смысл структурирования заключается в выборке мягких волокон с верхнего слоя древесной поверхности. На месте мягких слоев появляются впадины, а более твердые слои образуют гребни. При этом поверхность становится рельефной, фактурной.
Для структурирования больше всего подходит древесина, имеющая небольшую плотность, неравномерность текстуры, и, как ни странно, обладающая некоторыми «пороками», часто снижающими стоимость материала, но после браширования дающими поразительные декоративные эффекты. К таким порокам можно отнести наличие сучков, свилеватость (извилистое или беспорядочное расположение волокон древесины), завитки (искривления годичных слоев около сучков), глазки (следы неразвившихся в побег спящих почек).
Пригодные для структурирования виды древесины: сосна, ель, лиственница, дуб, ясень, орех,
Не пригодные для браширования: бук, груша, вишня, можжевельник, тик, клен, ольха.
Структурирование производится двумя способами — химическим и механическим. При химическом способе специальные составы наносятся на поверхность древесины, размягчают ее, и дальше происходит механическое выскабливание мягких слоев. Хоть это быстрее и легче, но процесс химического структурирования имеет свои большие минусы. Для химического браширования применяют аммиак, шуманит и другие далеко не «мягкие» средства, а значит производить работы нужно в спецзащите и в хорошо проветриваемых помещениях. Короче гадость это всё, гадость, и нам не подходит. Поэтому перейдем к механическому брашированию. Оно бывает ручное и машинное. Последнее хорошо для крупномасштабных работ или для массового производства — паркет, стены, балки. Происходит выборка слоев при помощи специальных приборов или щеток-насадок на дрель.
А мы что, нам бы досочки да коробочки красивые сделать, поэтому будем все ручками. Для ручного браширования нужна красивая деревянная заготовка с ровной поверхностью, естественно, щетка и широкая щетинная кисть — флейц. Щетка понадобится вот такая:
купить ее можно в большинстве хозяйственных и строительных магазинов, а у многих она и дома есть — ее используют для очистки поверхностей от старой краски.
Структурирование древесины бывает мягким и жестким. При мягком структурировании выборка волокон происходит на небольшую глубину, только «обозначает» рисунок древесины. Такая обработка хороша для последующего лакирования. тонировки, декупажа по негрунтованному дереву, Жесткое структурирование выполняется на большую глубину, иногда в 2-3 приема, впадины и гребни хорошо видны, заготовка напоминает старую доску, пролежавшую долгое время под открытым небом. После такого браширования древесину можно тонировать, придавая ей состаренный вид, больше всего подходит для техники неукрытых волокон.
Ну вот, теоретическая часть закончена, предлагаю перейти к практике. Мы все умеем тонировать, красить, морить и вощить дерево, так что про это я не буду рассказывать. А показывать браширование на простом дереве — скучно. Хочу показать браширование после обжига — это более редкая техника, но вполне доступная и не сложная.
Для этого понадобится, правда, один приборчик — газовая горелка. Сейчас можно приобрести замечательную штуковину, вот такой Дремель Бошевский
Заправляется она газом из обычного баллончика для зажигалок, заправки хватает на долго. Только не надо забывать про технику безопасности — все-таки пламя там имеет весьма приличную температуру! Кстати. там в наборе много всяких насадочек, очень полезных. Этой горелкой можно выжигать по дереву и коже (пирограф), можно паять, можно счищать старую краску, много чего, я еще полностью ее не изучила.
Теперь приступим. Итак, нам понадобится деревянная заготовка (лучше всего сосновая) с красивой структурой волокон, горелка, щетка, флейц. Работы лучше всего проводить на открытом воздухе (всё-таки дым, огонь опять-таки, да и пыли много будет). Я обжигаю в квартире — а балконе с открытыми рамами, дымком немного тянет, но не катастрофа, и запах приятный. Да и домочадцы не против, зная, что я умею обращаться с этим прибором и квартиру не подпалю. А вот выборкой уже отправляюсь заниматься на другой — открытый балкон в общем холле, там ветерок продувает, пыль в квартиру не летит.
В хозяйстве нашлась сосновая коробочка от арманьяка, вот над ней и буду работать.
Включаем горелку и начинаем обжигать поверхность. Обжиг надо проводить равномерно, не задерживаясь надолго на одном месте, но и не «мельтешить» рукой, давая древесине обгореть ровно, без сильно прожженых и светлых недожженых пятен. Степень «обугливания» выбирайте самостоятельно — можно от слабого «подкуривания» до полного почернения. Только чтобы все одинаково было. Я люблю посильнее, но это дело вкуса.
Горелку держите, как ручку, не напрягайте руку, чтобы движения были плавными, не рывками. И не бойтесь — ручка горелки не нагревается, только вторую руку под пламя не подставьте.
Иногда в древесине встречаются смоляные карманы и потеки, смола начинает гореть — не давайте ей этого делать. просто сдувайте пламя. В противном случае в этом месте дерево прогорит сильнее, потом будет пятно. Сучки и прочие «красоты» иногда хуже прожариваются, это место можно пообжигать несколько раз, для равномерности.
Вот такой стала коробочка
а это сосновая доска от моей ранней работы, результат я потом тоже покажу
Когда обжиг закончен, переходим к выборке. Понадобится щетка и жесткая кисть. Кисть нужна для сметания выскобленных опилок.
Положите заготовку горизонтально, проводите щеткой по обожженной поверхности строго по волокнам, в одном направлении, длинными движениями от начала до конца. Если есть возможность закрепить заготовку, то работать можно двумя руками, второй надавливая на верх щетки и создавая дополнительное усилие. Если работаете одной рукой, то очень осторожно — берегите вторую руку! Щетинки на щетке металлические и острые, одно неаккуратное движение — и понадобится йод и бинт, а заготовка «протонируется» в другой цвет, от которого трудно будет избавиться. Так что «Сеня, береги руку!»
Кстати, при обычном брашировании, без обжига, для уменьшения количества пыли и более легкой работы, поверхность заготовки можно смочить водой. Но не сильно промачивайте, просто побрызгайте или пройдитесь мокрой кистью и дайте пару минут постоять. Мягкие волокна удаляются легче.
После того, как немного поскребли, берем в руку флейц и счищаем опилки. Чистить надо не свободным произвольными взмахами, а опять вдоль волокон, в том направлении, в котором работали щеткой. И не поглаживающими движениями, как мы краску наносим, а «против ворса», как бы выбивая, выковыривая щетинками пыль из углублений. Если делать иначе — пылинки приглаживаются во впадинах, забиваются глубже.
После того, как почистили заготовку, начнем скоблить дальше, тут ее можно и перевернуть, работать щеткой в обратном направлении. Но опять-таки, только по волокнам, только длинными движениями. Если щеткой неудачно провести не по волокнам, то останутся глубокие заметные царапины. Нам это надо?
Вот так, равномерно скоблим и счищаем опилки до того момента. пока нам не понравится цвет и фактура дерева. Можно остановиться чуть раньше, можно позже. Вот коробочка после обжига и структурирования:
Ее можно еще поскоблить, она будет контрастнее, но и сейчас уже видно, что мягкие слои выбираются быстрее и легче. Эту заготовку можно теперь тонировать или делать с ней что-то еще. Но это был однократный обжиг и браширование — получилось мягкое структурирование, рельеф не сильно выделяется. Если захочется чего-то более «экстремального», можно сделать второй обжиг и опять скоблить. В результате получится вот такое (это фрагменты той доски, что я в обугленном виде показала). Это — фрагменты, вид под углом, но хорошо виден рельеф:
А это — вид сверху
Я вообще любительница жесткого структурирования, я готовые изделия не тонирую. а покрываю воском или восковым лаком. Мне нравится грубость и «природность» материала. Но это мой выбор, а большинство все-таки применяет тонировку, морение, выбеливание и другие декоративные приемы.
Мои же работы в этой технике просты, грубы и незатейливы. Совы, правда, маслом нарисованы, но я про них уже раньше писала.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Как правильно обжечь самому дерево
Несмотря на век с совершенными технологиями и прогресс в развитии, деревянное жилье как никогда актуально. Также пользуются успехом и различные элементы декора из дерева.
К одному из самых последних новшеств относится обжиг дерева, который неплохо вписывается в самый разнообразный дизайн интерьера. На первый взгляд некоторые могут сказать то, что данная технология несколько несуразна. Тем не менее, за счет своей уникальности и оригинальности, она довольно успешно применяется и год за годом продолжает набирать популярность.
Преимущества технологии для среднестатистического потребителя
Несмотря на то, что в странах Европы и, например в той же Японии эта оригинальная технология известна долгое время, в России о ней узнали сравнительно недавно.
Стоит отметить, что она достаточно быстро набирает популярность в линейке неординарных обустройств как внутреннего интерьера, так и при наружной отделке и тому есть масса причин:
- Для данной процедуры совсем не обязательно обращаться к профессионалам. Достаточно лишь знать общие принципы мероприятия и запастись необходимыми инструментами.
- Материал после процедуры обжига приобретает повышенную степень пожаробезопасности. Объясняется это тем, что за счет образования корки на дереве поджечь его практически невозможно.
- За счет обработки материала полностью исключается возникновение в нем различных паразитов и вредителей в виде грибка и насекомых.
- Готовый образец получает высокую степень гигроскопичности.
Удивительно то что при проведении обжига можно окрасить древесину в различные уникальные оттенки, а например при помощи красок этих результатов если и можно добиться то только с большими затратами и при помощи специалистов.
На чем основана технология обжига
Всего существует три принципа обжига древесины:
- Поверхностная обработка.
- Полная.
- Глубокая.
Полная обработка скорее подходит для масштабных объемов. Для ее проведения древесина загружается в вакуумные печи, температура в которых очень высока и иногда достигает 400 градусов.
Сразу следует заметить, что подобная технология является редкой, поскольку из-за влияния столь высоких температур любое дерево теряет свою изначальную прочность.
Что касается другого варианта обработки, глубокого, он осуществляется в открытых печах. Древесина в этих печах обжигается некоторое время и потом под напором воды тушится. Что характерно, при этом методе разрешается прогорание материала до 20 мм и несмотря на это, она остается такой же прочной как изначально.
В этом случае имеется и отрицательная сторона. Поскольку эта методика создает не очень презентабельный вид, используют ее достаточно редко.
Что же касается третьего варианта, то он по праву относится к самым востребованным, особенно среди домашнего использования. Например с помощью него обжигается мебель и другие детали интерьера.
Данный вид обработки древесины осуществляется при помощи обычного баллончика со специальной насадкой, либо паяльной лампы. В среднем, глубина прожига не превышает 4 мм и после процедуры дерево подвергается шлифовке, в результате чего окончательный результат приобретает не только красивые текстурные очертания, но и стойкость и долговечность.
Обжиг в домашних условиях
Обжигание дерева – процедура не представляющая сложности, даже при условиях домашнего проведения:
Для начала проводится доскональная подготовка древесины для процесса. Для этого следует избавить поверхность материала от излишков влаги и пыли и зашлифовать ее.
Особенно тщательно нужно проверить древесину на влагу, так как из-за излишков влаги материал при процедуре обжига может покрыться пятнами и полосками и соответственно потерять часть своего привлекательного вида и прочности.
Лучше всего работать с тем материалом, который был только что обработан и сохранил свой текстурный рисунок и цветовые раскраски. Если же он успел потемнеть, то рекомендуется еще раз его обработать рубанком, либо наждачной бумагой.
Важно! Нельзя использовать для обжига любую древесину, которая была подвержена отделке такими материалами как олифа и шпатлевка. Дело в том, что при нагреве эти материалы способствуют проявлению пятен с грязным оттенком, а естественные слои дерева и текстурные рисунки попросту не определятся.
Прежде чем приступить к процедуре, горелку необходимо настроить до такой степени пока само пламя не станет синеватым и продолговатым.
Если же в ней накопилась сажа, то пламя будет неравномерным с желтоватым оттенком и ввиду этого процедура обжига станет непродуктивной.
Необходимо уяснить что не само пламя, а только его верхушка способствует необходимому обжигу. Поскольку лишь она обладает наибольшей температурой. Профессионалы в этом деле настоятельно новичкам рекомендуют не подвергать опасности мебельные конструкции до того как необходимые навыки не будут наработаны на различных обрезках. Во-первых, при этом можно не спеша настроить горелку, а во вторых получить необходимый опыт.
Правила обжига мебели
Когда хочется чего-то нового, но на это нет либо средств, либо просто желание сделать самостоятельно, то обожженное дерево в интерьере это самый оптимальный вариант выбора. Например если в доме или чулане завалялась ненужная мебель, тот же комод, можно самостоятельно декорировать его этим оригинальным образом.
Для этой процедуры понадобятся:
- Акриловая краска с кистью.
- Инструмент для обжига. Например горелка.
- Щетка по металлу.
- Шлиф машина.
- Нужное количество ручек покрытых бронзой.
- Сам комод из сосны.
Для начала, после настройки горелки, осуществляется процедура обжига всей поверхности. После этого необходимо тщательно при помощи шлиф машины и щетки по металлу избавиться от образовавшейся гари.
За счет того что сосна имеет как твердые волокна так и мягкие, при обработке достигается достаточно презентабельный и уникальный рисунок на рельефе.
Следующий этап – избавление от пыли, после чего комод окрашивается акриловой краской, но в принципе использовать можно любую другую, например КЧ или латексный аналог.
Цветовые решения могут быть выбраны самые разнообразные, но если исходить от наиболее подходящих именно для сосны, то стоит акцентироваться на слоновой кости и краска наносится строго вдоль имеющихся волокон. Иначе велика вероятность того что некоторые рельефные части поверхности попросту не окрасятся.
После этого стоит выждать пока краска впитается и высохнет, после чего вновь обработать поверхность шлиф машиной, за счет чего нанесенная краска останется лишь в образовавшихся выемках.
Для того чтобы проявить структуру дерева на материале, шлифовать его следует не торопясь и деликатным образом.
В завершение следует снабдить комод ручками. В условии тонированной бронзы данный вид декора окончательно выделит комод среди любой другой мебели в интерьере.
Как придать обожженному дереву оригинальность
Для того чтобы сделать изделие более привлекательным по внешним характеристикам, прежде чем нанести на него лак его можно слегка оттенить при помощи анилинового красителя.
Вариантов подобного декора предостаточно. Например для матового оттенка в лак перед нанесением следует добавить небольшое количество специального колера на основе воска.
Не путать! Воск для данной обработки ни в коем случае не стоить применять натуральный, поскольку он после обработки не потеряет своих липких свойств. Прежде чем добавить технический воск в лак он растворяется в скипидаре, нагретом до 40-45 градусов.
В совокупности, древесина обработанная лаком и прошедшая огонь становится в первую очередь долговечной и одновременно красивой и своеобразной.
Если подобным образом отделать фасад, то минимальное время его службы составляет от 4 до 6 лет, а при отделке предметов интерьера в пределах 9-12.
Видео: обжиг дерева в интерьере
Обожженное дерево: изучаем технологию защиты натуральной древесины от износа
На чтение: 5 минут Нет времени?
Сейчас, как и раньше, широко используется натуральная древесина: постройка домов, изготовление мебели, элементов декора и многое другое. Для того, чтобы дерево прослужило довольно долго, ему требуется специальная обработка антибактериальными, противоплесневыми и противопожарными пропитками. Сейчас для обработки древесины используются химические средства, но не менее популярны и старые проверенные способы, благодаря которым деревянные дома, построенные в позапрошлом столетии, стоят и по сей день. Обзор редакции HouseChief.ru расскажет вам, для чего необходим такой способ обработки как обжиг, расскажем о преимуществах и недостатках обоженного дерева, как самостоятельного строительного материала.
Читайте в статье
Технология и необходимость обработки дерева огнём
Сегодня, чтобы защитить пиломатериалы от негативного влияния внешних факторов, используются различные химические составы. Однако, не все приветствуют наличие химии в отделочных материалах, и поэтому выбирают дерево подверженное термообработке. Суть заключается в том, что при высокой температуре во внешнем слое древесины каналы волокон сужаются, забиваются смолами и сажей. Благодаря этому пиломатериалы практически недоступны для бактерий, огня и солнечных лучей. К тому же, обжиг расширяет возможности декорирования изделий из натуральной древесины.
Существуют различные способы защиты пиломатериалов от негативного воздействия внешней среды, но не все они доступны для применения в обычных условиях дома. Самым доступным вариантом является обжиг древесины посредством открытого огня.
Автоклавный обжиг пиломатериалов
Термообработка дерева проводилась ещё в древней Японии по технологии, которая называлась «томление кедра». Древесину обжигали на кострах, снимали нагар, промывали и пропитывали тунговым маслом. После обжига дерево приобретало блеск и удивительный благородный черно-серебристый оттенок. Время эксплуатации древесины после термообработки увеличивалось до 80-ти лет.
Термообработка дерева на костре для предотвращения процессов гниения
Эстетичный вид и характеристики обожжённых пиломатериалов в большинстве случаев зависят от способа и глубины термообработки. Существует три степени обжига:
- Полный. Происходит в специальных печах при 400°C. Материал, прошедший подобную обработку, применяется достаточно редко, в основном для производства мебели.
- Глубокий. Данная технология применяется для обработки пиломатериалов, уже бывших в употреблении. После данного вида обработки материал приобретает выразительную поверхность.
- Поверхностный. Самый популярный способ, который осуществляется посредством паяльной лампы или газовой горелки.
Полный обжиг пиломатериалов
Преимущества и недостатки обжига пиломатериалов
Обработка дерева в домашних условиях при помощи открытого огня имеет свои преимущества:
- не требуется помощь сторонних специалистов;
- после процесса обжига пиломатериал получает повышенную пожаростойкость;
- при термообработке натурального дерева разрушается благоприятная среда для различных болезнетворных микроорганизмов, что позволяет предотвратить разрушение и гниение.
После термообработки дерево уже практически не возгорается во второй раз
Как обжигать дерево самостоятельно
Обработка древесины в домашних условиях в принципе не представляет больших проблем, особенно если придерживаться некоторых требований и правильно выбрать способ обжига. Предлагаем ознакомиться с некоторыми нюансами обжига пиломатериалов.
Сделать самостоятельно термообработку натуральной древесины не так уж и сложно
Выбор породы древесины
Для термообработки подойдут практически любые породы дерева, но истинные почитатели прекрасного предпочитают использовать пиломатериалы с необычной и выразительной фактурой. Для обжига древесины по оригинальной японской технологии применяли лишь кедр. Не менее интересный эффект достигается при обжиге бука и граба, так как из-за значительной плотности этих пород дерева прогорает лишь верхний слой. У тополя, ольхи и клена после декоративной обработки дерева огнем проявляется чётко выраженная текстура, а у лиственницы и ореха проступают дополнительные небольшие и уникальные узоры. Любители попариться в сауне оценят обожжённую березовую доску, поскольку после обработки её поверхность становится более пористой и после нагрева не обжигает кожный покров.
Лиственница после обжига
Подготовка древесины к термообработке
Пиломатериал перед отжигом должен пройти тщательную подготовку. Поверхность дерева должна быть чистой, гладкой и сухой. Уровень влажности не должен превышать 13-15%, иначе при воздействии высокой температуры возможно возникновение различных дефектов поверхности, а это существенно ухудшит качество декоративной отделки. Также материал должен был полностью очищен даже от малейших следов лакокрасочных материалов, поскольку после термообработки они проступят в виде пятен.
Перед обжигом древесина должна быть хорошо очищена от грязи и старой отделки
К сведению! Лучше всего для термообработки использовать свежеобработанную древесину, которая ещё не успела изменить свою текстуру и цвет. Если это условие не соблюдается, придется заново осуществлять шлифовочные работы.
Обжиг дерева паяльной лампой
Если решено проводить обработку дерева паяльной лампой, то следует подождать, пока сопло прибора не покраснеет, а огонь не станет равномерно-лиловым. Чтобы обжигаемая древесина соответствовала всем стандартам, пламя должно направляться перпендикулярно доске, а конец факела едва соприкасаться с обрабатываемым материалом. Зажженную лампу необходимо перемещать неторопливо с одинаковой скоростью, не забывая о контрастности проявляющегося узора древесины. Когда обожженные доски будут установлены, они должны быть обработаны олифой, нитро- или карбамидно-формальдегидными лаками.
Древесину, обработанную паяльной лампой, лучше использовать для внутренних работ
Обжиг дерева газовой горелкой
Посредством газовой горелки выполняют лишь легкую термообработку натуральной древесины. Это связано с тем, что при глубоком прожиге материала не удается добиться равномерности. Во время работы горелка для обжига дерева должна лишь слегка соприкасаться пламенем с обрабатываемым пиломатериалом. Скорость перемещения газовой горелки должна быть такой же, как при покрасочных работах при помощи кисти. Глубина обработки древесины контролируется по степени изменения контрастности рисунка.
Обработка древесины газовой горелкой
После обжига деталей, их поверхности необходимо смочить при помощи пульверизатора. Отрезок времени между обработкой огнем и сбрызгиванием должен быть одинаковым для всех участков древесины. Когда обожженное дерево остынет, с него удаляют сажу при помощи специальных щеток из латунной проволоки. Дополнительно можно выполнить искусственное состаривание или браширование.
Обжиг дерева под старину
Нужна ли дополнительная защита обожженному дереву
После снятия нагара и шлифовки обожжённой древесины, приступают к её креплению или дальнейшей обработке. Специалисты рекомендуют обрабатывать пиломатериалы после обжига маслом. На обожжённую доску следует нанести минимум 2 слоя нитроцеллюлозного лака с искусственным воском. Для покрытия пиломатериала, который будет использоваться для отделки фасада, следует применять только синтетический воск, растворенный в скипидаре с температурой 40-45°C. Это связано с тем, что натуральный воск не теряет своей липкости.
После дополнительной пропитки текстура дерева проявляется более четко
Где применяется пиломатериал после обжига
Дерево, прошедшее процесс обжига, широко используется при создании интерьеров и фасадных работах. Это вызвано тем, что после обработки огнем значительно улучшаются декоративные и эксплуатационные характеристики древесины. Можно купить обожженное дерево или самостоятельно выполнить необходимую обработку.
Фасад дома из доски, обожжённой по японской технологии Shou Sugi Ban
Использование обожженного дерева в интерьерах
Вследствие того, что стала возможна термообработка пиломатериалов в промышленных масштабах, их начали широко применять при оформлении интерьеров. Древесина, прошедшая процесс обжига, используется для отделки стен, создания оригинального напольного покрытия, балок перекрытия и мебели. Мебель из обожжённой древесины, в комбинации с аналогично обработанными отделочными материалами из дерева, позволяет создать уникальный комплекс и гармонию в создаваемом интерьере.
BrickNews.ru
Новости строительства и архитектуры
- Главная
- »
- Статьи
- » Обжигаем дерево своими руками: руководство
Обжигаем дерево своими руками: руководство
Дерево само по себе имеет очень красивый рисунок и приятный внешний вид. Но, как говорится – совершенству нет предела, и за долгое время мы смогли изобрести немало способов придания древесине интересных визуальных характеристик. Одним из способов придания древесине необычного внешнего вида является его обжиг. Казалось бы – дерево боится огня, и не очень рационально подвергать его этому испытанию. Но, если делать все правильно, то на выходе получается крайне привлекательная поверхность, ну а деревянное изделие при этом не повреждается и не теряет своих эксплуатационных характеристик, приобретая при этом много новых качеств.
Yakisugi – японская технология обжига дерева
На самом деле речь не идет о чем-то новом, так как в той же Японии такая обработка древесины известна уже очень давно – с 18 века. Обожженное таким образом дерево не только становится более интересным визуально – меняя цвет и проявляя текстуру, но и получает защиту от огня, а также насекомых, являющихся бичом деревянных строений и изделий. Наконец, срок службы такой древесины также сильно увеличивается, и она может эксплуатироваться до 80 лет. Прибавьте к этому защиту от грибка и гниения и вы получите один из лучших способов обработки дерева, который к тому еще и не требует каких-то сторонних химических компонентов и совершенно экологичен.
Обожженные таким образом деревянные компоненты применяются в разных сферах, однако наиболее активно они используются для облицовки зданий.
Какие процессы происходят при обжиге древесины?
В первую очередь это упрочнение верхнего слоя древесины во время процесса пиролиза. Высвобождающиеся от высоких температур смолы и уголь, проявляющийся в процессе горения, закупоривают древесные волоконные каналы, сужая их и делая древесину менее проницаемой.
Как обжигали дерево раньше и как это делают сейчас
Как мы уже говорили выше, процесс обжига древесины известен уже весьма давно. И не только в Японии, но и в других странах мира. Появился он, скорее всего – случайно, так как в один момент люди заметили, что обожженные доски обладают теми качествами, которыми их обычные аналоги похвастаться просто не в состоянии. Известен сей процесс был и на Руси, где его называли «подкуриванием».
Если раньше для обжига досок использовался костер, что было весьма неудобно, так как процесс был трудно контролируемым, то сейчас, при помощи обычной газовой горелки, качество конечного продукта стало гораздо более высоким. При этом речь не идет о какой-то невероятно сложной технологии, которая недоступна подавляющему большинству из нас. При соблюдении правил процесс происходит достаточно быстро, а результат получается весьма интересным.
Как обжигают древесину в промышленности
Существует такой способ, как полный обжиг. В этом случае доски помещаются в печь, где температура достигает 400 градусов по Цельсию. При этом температурная обработка происходит в вакуумных условиях, что и позволяет добиться нужного эффекта. Этот способ используется для больших объемов выпускаемой продукции, и подобного оборудования у обычного человека быть не может. Да и древесина при этом все же теряет ряд своих качеств.
Существует также и глубокая обработка, в ходе которой дерево прогорает до 20 миллиметров, но при этом, что удивительно, не теряет своих свойств. Впрочем, для подобной деятельности все равно необходима печь, да и само дерево внешне становится не очень интересным из-за слишком большой степени обугливания.
Самостоятельный обжиг – основанные правила
- Начиная работы в направлении обжига, лучше потренироваться на ненужных древесных обрезках. Так вы сможете правильно дозировать усилия, не причиняя древесине чрезмерного вреда. Особенно это важно в том случае, если готовятся работы по обжигу мебели. Ведь если та же доска в процессе будет испорчена, то для отделки можно взять другую. С мебелью же такой ход не работает, вы можете просто испортить дорогой продукт;
- Уделите внимание самой горелке. Хорошо прочистите ее от сажи. В противном случае вы не сможете получить ровное голубое пламя, так как оно будет изменено продуктами горения;
- При обжиге наибольшей эффективностью обладает верхняя часть пламени. Можете вспомнить школьные занятия, где вам говорили, что верхняя часть огня имеет самую большую температуру. Именно ей и необходимо обрабатывать древесину, иначе эффект будет весьма далеким от идеала;
- Само дерево до обработки должно быть очищено и должным образом отшлифовано. Особенно это актуально для старых досок, которые от времени потеряли свой первозданный вид, и рисунок на которых притупился. В этом случае верхний слой можно даже снять, открыв доступ к более свежей древесине, которая при пиролизе лучше проявит свой рисунок.
- Если хотите добиться более глубокого прогорания древесины, перед работой необходимо пропитать ее медным купоросом и дождаться полного высыхания последнего. В мягкие виды древесины купорос впитается глубже, следовательно – они глубже прогорят;
- После окончания процедуры, пройдитесь по древесине металлической щеткой, а далее пропитайте темным антисептиком. Следующим этапом станет шлифовка с последующей пропиткой светлым антисептическим составом. В процессе соскабливания слоя сажи, вам откроется выраженная древесная структура;
- Не стоит подвергать обжигу такую древесину, которая до этого была обработана олифой или шпатлевкой. В этом случае данные материалы проступят в виде некрасивых пятен, что полностью перечеркнет позитивный визуальный эффект от такой обработки;
- Проявить рисунок древесины после обжига можно еще и путем окрашивания поверхности с последующим съемом краски. Таким образом, последняя останется лишь в углублениях, ранее выраженных еще и пиролизом. Главное здесь – нужным образом подобрать цвета. Идеальным решением станет краска цвета слоновой кости. При этом лучше подбирать акриловую краску, а наносить ее необходимо на предварительно очищенную от продуктов горения поверхность. Других визуальных эффектов можно добиться при помощи лака, а также технического воска.
Где еще применяют обжиг древесины
Помимо придания интересного внешнего вида и массы новых качеств элементам фасада, внутренней отделки и мебели, обжиг часто используется и для различных древесных элементов, которые будут находиться в земле.
Ярким примером в этом случае является деревянный забор или столбы. Конечно, можно обработать их специальными составами, которые на данный момент в изобилии представлены на рынке. Однако добиться способности сопротивляться влаге, насекомым и не гнить можно путем простого помещения в костер. При этом лучшего эффекта можно будет добиться в том случае, если провести обжиг чуть выше того уровня, который будет находиться в земле.
Обжиг дерева Shou Sugi Ban. Как полузабытая японская технология переживает рассвет на Западе
Технология Shou Sugi Ban: от забвения к возрождению
Shou Sugi Ban — это измененный на западный манер термин того, что в Японии называют Yaki sugi-ita или просто Yakisugi. Речь идет о традиционном способе защиты досок с помощью обугливания. Не вдаваясь в лингвистические тонкости, Yakisugi можно свободно перевести как «сожженная кедровая доска» или «томление кедра». Эта технология активно применяется в Японии с XVIII века, но существуют и более ранние примеры ее немассового использования.
Метод консервации получил распространение как сугубо утилитарная технология. Обугленные доски использовались для отделки фасадов деревенских домов и складов, в которых хранился рис и другие запасы — таким образом японцы защищали самое ценное от пожаров.
С появлением современных материалов на родине эта технология защиты древесины оказалась почти забытой. Интерес к ней возродили западные архитекторы. Их впечатлила выразительность и непроницаемая глубина черных фактур — модернистская по своей сути, придающая постройкам ореол интриги и глубины. Так в последние десятилетия метод Shou Sugi Ban обрел новую жизнь на Западе.
Техника обжига, когда-то придуманная как средство пожарозащиты, снова удивила парадоксом — то, что в Японии традиционно считалось деревенским стало высоким архитектурным стилем на Западе.
Какие свойства приобретает жженое дерево
Возрождение интереса к технологии Yakisugi объясняется главным образом эстетикой, но это не списывает со счетов ее практической ценности. Давайте разберемся, зачем вообще жечь дерево и какими свойствам его наделяет тот самый «колдовской уголь».
Как уже было сказано эту технологию использовали главным образом для пожарозащиты. Можно не вдаваться в химию и описывать те структурные изменения, которые вызывает термообработка. Достаточно попытаться развести костер из обугленных головешек, и вы поймете идею, которую успешно использовали проницательные предки.
Второй важный момент заключается в том, что сжигание нейтрализует целлюлозу — углеводы, которые любят древоточцы, грибы и бактерии. Таким образом древесина становится непригодной для вредителей и любой биологической активности, что защищает ее от гниения. Полученный слой древесного угля также отталкивает воду и предотвращает неблагоприятное воздействие ультрафиолета.
Доски, подвергшиеся обжигу по методу Shou sugi ban, при правильном монтаже гарантированно отслужат 80 и более лет. Это по весьма скромным прикидкам. Так, например, японский буддийский храм Хорюдзи в префектуре Нара существует гораздо дольше — это одно из старейших деревянных сооружений в мире сохранившихся на сегодняшний день. Первоначально пятиэтажная пагода была возведена в 607 году н.э. После пожара, который полностью уничтожил постройку, в 711 году храм был восстановлен с помощью технологии Shou Sugi Ban.
Техника обжига шусугибан в деталях — видео
В классическом варианте деревянные панели обжигают только с одной стороны. Стандартная толщина доски — 10-15 мм. Для достижения нужного эффекта три доски продольно связывают вместе, образуя треугольный туннель. В один из концов засовывают охапку соломы и поджигают, переворачивая конструкцию в вертикальное положение. При работе с длинными досками треугольную связку поднимают при помощи веревок, переброшенных через перекладину.
Во время горения мастер раздвигает щели между досками специальным клинком. Это нужно для обеспечения доступа кислорода и правильного распределения огня, чтобы каждая пласть обжигалась равномерно. Доски жгут 2-3 минуты после чего резко охлаждают водой.
Как это происходит на практике — смотрите видео:
На первый взгляд в технике обжига нет ничего сложного. Но на поверку все оказывается не так. Во-первых, нужно приловчиться жонглировать довольно громоздкой и полыхающей конструкцией. К тому же потребуется набить руку на том, чтобы правильно контролировать процесс горения и выдерживать нужное время обжига. Но куда большие сложности связаны с выбором древесины. В аутентичном варианте для этих целей используют криптомерию — японский кедр. К слову, он считается национальным деревом этой страны.
Не вся древесина принимает тепло так, как криптомерия. Если обжиг недостаточно глубокий, обугленный слой быстро разрушится, лишив облицовку не только оригинального внешнего вида, но и основных качеств: атмосферостойкости, пожарозащиты, устойчивости к гниению. Смолянистая древесина японского кедра обеспечивает быстрое и равномерное горение, а сама доска приобретает чешуйчатую фактуру, напоминающую черную кожу крокодила.
В наших условиях для изготовления панелей шусугибан мы бы рекомендовали экспериментировать только с хвойными породами.
О фактурах
В Shou Sugi Ban больше всего впечатляет загадочная красота обугленного дерева. Неудивительно, что именно эстетика стала решающим фактором возрождения интереса к этой технике. Декоративный обжиг позволяет добиться широкого многообразия фактур: от самых глубоких черных, напоминающих цвет воронова крыла, до менее экстремальных коричневых тонов.
Чтобы осветлить оттенок, обожженные доски чистят металлической щеткой. Этот процесс хорошо известен нам как браширование. После такой обработки доски традиционно покрывают маслом. Если вы изначально планировали создавать доски с неглубоким обжигом под браширование, нужного эффекта можно добиться более простой технологией — за счет обжига паяльной или газовой лампой.
Читайте по теме:
Даже если обжиг выполняется без ошкуривания, обугленный битумно-черный слой со временем исчезает. Выветривание и другие атмосферные воздействия постепенно разрушают «колдовской уголь», обнажая шоколадно-коричневую или темно-серую фактуру древесины. Это можно увидеть на многих исторических зданиях в Японии.
Что влияет на долговечность панелей
Древесина, обожженная по японской технологии, в среднем служит 80–120 лет. Срок эксплуатации зависит от большого количества факторов. В первую очередь — это вид используемой древесины и глубина обжига. Срок жизни сайдинга во многом зависит от особенностей установки. Влага, постоянно проникающая с тыльной стороны фасада, быстро приведет деревянные панели в негодность. Также обожженные доски не рассчитаны на контакт с землей, поэтому такую обшивку не делают в пол — в традиционных японских домах эту проблему решают при помощи каменного или кирпичного цоколя, как на фото выше.
Наконец, долговечность досок шусугибан во многом зависит и от особенностей атмосферных воздействий: интенсивности ультрафиолетового излучения, циклов замораживания–оттаивания, силы преобладающих ветров, агрессивности воздуха в прибрежных зонах, ориентации стен. Примечательно, что в Японии естественная состаренность фасада является поводом для гордости, поэтому обожженные панели редко подвергают окрашиванию и реставрации.