Старинные наличники на окна в деревянном доме

Старинные наличники на окна в деревянном доме

История оконных наличников насчитывает не только десятки лет, но и несколько веков. Сегодня они несколько отличаются от тех, что вручную делали мастера в XVIII-XX веках. Прежде всего, стоит отметить, что огромное значение имеет наличие или отсутствие ставней. В зависимости от географического расположения наличники на окнах имели различные функции. Так, например, на севере старинные ставни предохраняли от света в полярный день, на юге – от перегрева помещения знойным летом, а в некоторых местах – от холодного ветра и сквозняков в деревянных домах. В давние времена старинные наличники на окнах в деревянном доме так и назывались – «вставни». У них были ручки, держась за которые жильцы дома при необходимости просто вставляли ставни в оконный проём.

Ставни — защита от солнца, ветра и диких животных

Старинные наличники были самыми обычными деревянными дощечками без каких-либо узоров. Их главная функция – защита помещения от ветра, мороза и сквозняков. Несколько позже появилась наклонная дощечка, защищавшая окно от дождя.

Затем наличники становились всё оригинальнее и красивей. Появляются несколько их видов:

  • народные, то есть сделанные умельцами-самоучками,
  • архитектурные, изготовленные профессиональными мастерами по заказу знатных и богатых людей.

    Старинные наличники в деревянных домах встречаются они во многих русских городах, в том числе Тюмени, Вологде, Новосибирске и многих других. По внешнему виду архитектурных старинных наличников на деревянных домах можно определить эпоху, в которую они были созданы. Ведь в их орнаменте и внешнем виде отразились все основные черты таких стилей, как барокко, классицизм, модерн и других. Народные наличники более примитивны, но не менее уникальны по своему исполнению. Мастера-самоучки вносили в свои творения символы и образы, придуманные самостоятельно и подсмотренные на окнах богатого барина.

    Помимо защиты дома от негативного влияния внешних факторов, наличники обладали ещё и глубоким сакральным смыслом. В их узорах порой мастер зашифровывал самую разную информацию. Изучение каждого символа в том или ином орнаменте может многое рассказать об истории семьи и самом резчике.

    Узоры на старинных наличниках деревянных домов

    В давние времена наличники служили ещё и защитой от злых духов. Поэтому на них изображались соответствующие символы, а также знаки, привлекающие богатство, здоровье, гармонию и другие блага в хозяйский дом. Во все времена на старинных наличниках можно встретить солнце. Это защитный знак, служащий оберегом и привлекающий удачу и счастье.

    Также очень популярны растительные узоры. Они символизируют плодородие, достаток, гармонию. В некоторых областях можно встретить змей и драконов. В основном это Московская, Тверская, Ростовская, Ивановская и Ярославская области. Змея – древний защитный символ силы и мудрости.

    В резьбе древних мастеров встречаются и геометрические фигуры. Ромб на наличнике символизирует плодородие, а треугольник – Бога, победу духовного над телесным. Здесь же встречается и еврейский знак – звезда Давида. Советское время также внесло свои знаки. Это вырезанные на дереве пятиконечные звёзды, а иногда серп и молот.

    Также на старинных наличниках на деревянных домах можно увидеть и древние родовые символы. Сегодня существует несколько видов мастеров, занимающихся изготовлением этих конструкций:

  • те, кто воссоздаёт старые узоры, копирует уже существующие, работает в ручную,
  • те, кто старается придумать что-то новое, оригинальное, использует в работе современные инструменты и технологии.

    В первом случае в наличники вкладывается душа мастера, получается уникальный элемент декора, равного которому не найти. А во втором – резная доска, продаваемая в строительном магазине погонными метрами. Тем не менее, красивый узор и выполненный на современном станке наличник может сделать хорошим украшением вашему дому, особенно если правильно его подобрать по цвету и стилю.

    Наша мастерская предлагает выполнение наличников в любом стиле. Изготавливаем наличники под старину, а также по оригинальным эскизам после согласования с заказчиком.

    Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве

    Так уж повелось, что именно деревенские избы были, есть и будут носителями и хранителями аутентичной культуры русского народа. Причем каждый элемент фасада может поведать знающему человеку практически все о местности, а также о пристрастиях и страхах хозяина избы.

    Особенно информативными оказались резные украшения окон, которым уделялось особое внимание, ведь народ их считал не просто «оком», главным из органов чувств самого жилища, но и действенным оберегом семейного очага.

    По оконным наличникам можно определить, где находишься и чего больше всего боялся народ.

    Традиция украшать оконный проем пришла в Россию еще в XVII веке из Италии после открытия первого стекольного завода. Только в европейской стране эту часть дома украшали небольшими колоннами, портиками и другими элементами, сделанными из камня, а на нашей территории его заменили деревом, ведь каменные дома и соответственно весь декор могли себе позволить единицы.

    Ставни защищали от солнца, причем на севере их закрывали в летний полярный день, чтобы выспаться, а на юге – чтобы дом не нагревался.

    Изначально при установке наличников преследовалась практическая функция – закрывать соединительные швы между оконной рамой и срубом. Но просто установить кусок доски было не интересно, поэтому мастера начали декорировать этот элемент причудливыми узорами, которые в каждой местности имели свой смысл.

    Оконные наличники до XVII в. имели простейший рисунок, символизирующий солнце.

    Примечательно: Термин «наличник» в разных регионах звучит по разному, так например, в большинстве районов Центральной России – это «обналичник», в местности, граничащей с Белоруссией, его знают только как – «лиштва», а на Урале — «белендряс» или «обоконка».

    Круги и ромбы, изображающие небесное светило, означают защиту от тьмы и ночной нечисти. Как удалось выяснить техника выполнения резных наличников не имеет четко определенных канонов, единственным предопределяющим правилом является осевая симметрия – это когда левая сторона композиции зеркально повторяет правую.

    Нижняя часть наличника (называется подоконная) менее украшена и символизирует землю-матушку и плодородие поля.

    Также просматривается общая особенность наличников, которая присуща всей территории России – верхняя часть имеет более ажурный рисунок, а нижняя – проще и скромней. Во всем остальном определяется только почерк мастера и пристрастия в оформлении самих жителей региона и конкретного хозяина в частности.

    Стиль «дорого-богато» присущ для мелких купцов, которые таким образом пытались поднять свою значимость.

    Интересный факт: Бытует мнение, что самая изысканная и богатая резьба украшает усадьбы богатых владельцев. Но как оказалось, это заблуждение, ведь представителям высшего общества не нужно показывать или доказывать таким образом свою значимость и высокий статус, их и так все знают и почитают. А вот внезапно разбогатевшие, в народе таких называют «из грязи да в князи», пышным убранством пытались поднять авторитет и громко заявить о себе успешном.

    Иногда крышу наличника украшали полукружьями, которые символизируют небесных богинь «рожаниц».

    Естественно, резной наличник выполнял не только практичную и эстетичную функцию, он играл роль мощного оберега от дурного глаза, посягательств на дом лихих людей и нечистой силы. Несмотря на то, что в России проповедовалось христианство, все народные традиции носят языческий характер, поэтому главными символами украшающими дом были – бог неба Сварог и бог солнца Дажьбог. Также не забывали и о роли земли-матушки – прародительницы всех благ.

    Завитки вокруг центрального круга не просто украшают, а обозначают непрерывное движение Светила.

    Поскольку по народным поверьям все части наличника соответствовали сторонам света и временам года, то расположение каждого символа было продумано до мелочей, особое внимание при этом уделялось сочетанию друг с другом. Так, например, никогда символ земли и плодородия не разместили бы на верхней части, именуемой навершием или кокошником, там главенствует солнечный знак, ведь изображение светила или его условного знака (как правило, это ромб или символический рисунок, в котором явно угадывалось солнце).

    В Ярославской, Ивановской, Московской, Ростовской областях на наличниках изображали змей и драконов, которые тоже считались оберегом.

    Читайте также  Как перенести изображение на дерево?

    Витиеватый резной рисунок составляли не только ради того, чтобы защитить свое жилье от различных бед и напастей, но и пожелать счастливой жизни хозяевам этого дома и их потомкам, ведь если правильно поставлен сруб он будет служить верой и правдой более сотни лет.

    В старину дом защищали не только с помощью ставней и дверей, но и с помощью разных «доброжелательных» знаков — оберегов.

    Как утверждают знающие люди, по узорам наличников в былые времена путешествующий народ безошибочно определял, где находится. Причем не территория как таковая играла главенствующую роль, а местные обычаи и, конечно же, мастер, который делал резные элементы для всей округи. Так же, как известная гжельская или городецкая росписи определялась по руке художника, так и деревянное зодчество начинается с резчика.

    Даже сейчас можно научиться безошибочно определять, в каком регионе сделан наличник, для этого достаточно будет знать несколько характерных особенностей. По словам фотографа Ивана Хафизова, который более 11 лет занимается тем, что фотографирует наличники по всей стране и в его коллекции уже более 18 тыс. снимков из 364 населенных пунктов: «Для того, чтобы разобраться в наличниках, достаточно всего лишь взглянуть на несколько коллажей. Так, даже ребенок сможет сказать, чем отличаются рязанские наличники от, например, костромских или томских».

    Благодаря его работам теперь и мы сможем ориентироваться в удивительном мире символов и знаков, которыми много столетий подряд искусные резчики по дереву украшали дома жителей страны.

    Дизайнер превращает наличники со старых деревенских домов в колоритные шедевры

    Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

    Виталий родился в 1969 году в столице Удмуртии Ижевске, в Москве он живет и работает уже более двадцати лет. Получив образование в Школе искусств, он несколько лет трудился графическим дизайнером, потом арт-директором в журналах интерьера, а затем решил заняться промышленным дизайном. Он окончил высшую школу в Великобритании по этому направлению и через несколько лет организовал собственный проект Made in August («Сделано в августе»). Своей дизайн-лаборатории, которую он обустроил в гараже, Виталий дал такое название неслучайно. Он поясняет, что в этом английском словосочетании, с одной стороны, чувствуется романтика, а с другой – отсутствует привязка к месту, времени либо направлению деятельности.

    Поначалу Жуйков много экспериментировал с самыми разными материалами – от пластика до металла. Однако в итоге он понял, что интереснее всего ему работать с деревом. Поскольку возможности (а, может быть, и острого желания) открыть собственное производство у Виталия не было, он решил брать уже готовые предметы, которые владельцам стали не нужны: из них дизайнер делает настоящие шедевры.

    Виталию приходится часто ездить на свою родину в Удмуртию, и ему очень грустно смотреть, как постепенно умирают деревни и как сносят старинные деревянные дома с чудесными наличниками.

    Дизайнер собирает в таких домах предметы быта и, конечно, уникальные наличники, которые иначе должны были отправиться на свалку. Он привозит их не только из Удмуртии, но и из других отдаленных уголков нашей страны.

    В своей дизайн-лаборатории в Москве он придумывает, как обыграть ту или иную деревянную вещицу так, чтобы соединить в своей работе и простоту ремесла, и высокие технологии, сохраняя при этом изначальный, подлинный вид предмета.

    Например, этот превращенный в зеркальную раму наличник из Ивановской области, на котором хорошо видна прекрасная фактура старого дерева, станет отличным подарком романтической девушке. Виталий отреставрировал его, обработал защитным антисептиком, а затем покрыл бесцветным акриловым лаком.

    А его деревянный собрат стал витриной для коллекции тарелок, которую Виталий выполнил на заказ. Он постарался оставить на наличнике как можно больше «родной» краски, покрыв его бесцветным матовым лаком. Полки по фактуре и цвету сделаны под старое дерево.

    А этот ивановский наличник прошел сильный обжиг, брашировку, а затем был покрыт несколькими слоями глубоко-матовой черной краски и бесцветным лаком. Наличник выглядит так, словно его вылепили из глины.

    А еще Виталий делает из фрагментов наличников новогодние ёлки-зеркала. Тоже неплохой подарок. Наличники для «ёлок» он нашел в Удмуртии.

    А это «бывшие» наличники их Городца. Изначально они были белыми. Такая синяя рама для зеркала выглядит очень эффектно.

    Кстати, о зеркалах. Если сейчас такой подарок никого не удивляет, то у наших предков получить подобный презент считалось плохой приметой. Почему? Об этом можно узнать, прочитав наш материал запрещенные подарки: что нельзя был дарить на Руси

    Текст: Анна Белова

    Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

    Резные наличники на окна в деревянном доме

    О старинной традиции изготавливать и устанавливать резные наличники на окна в деревянном доме вспомнили относительно недавно, когда прошел первый бум строительства срубов из оцилиндрованного бревна и бруса. Прожив несколько лет в новом деревянном доме, хозяева практически всегда начинают относиться к нему, как к живому существу, поэтому неудивительно, что на окнах и входных дверях из дерева стали появляться удивительно красивые резные узоры, служащие одновременно украшением и защитой.

    Функции и предназначение резных наличников

    Большинство экспертов, занимающихся культурой и историей деревянных архитектурных памятников, отмечают, что резные наличники на окнах, фото, являются почти статусной вещью. Дом без резных узоров выглядит деревянной избой, пусть даже очень большой и красиво оформленной, с наличниками – превращается в терем.

    Традиционно резные наличники на окна устанавливаются для двух целей:

    • Защита щелей по периметру оконной рамы от проникновения дождя, снега и продувания ветра;
    • Дополнения и украшения оконного проема, фасада деревянного дома в целом.

    Для деревянного дома строители традиционно предлагают в комплекте со стеклопакетом оконные рамы из дерева либо металлопластиковые оконные профили. Обычные пластиковые наличники из ПВХ можно заказать и в резном варианте. Вот только выбрать рисунок или узор, скорее всего, не выйдет, резные пластиковые наличники на окна изготавливают по традиционным шаблонам штамповкой и только придают вид ручной работы.

    Такая работа будет стоить недешево, но качество резных наличников для пластиковых окон будет даже выше ручной резки. Остается подобрать рисунок и узор.

    О третьей задаче наличника на окнах редко кто из владельцев дома может рассказать более-менее внятно и достоверно. Речь идет о защитных функциях, предохраняющих деревянный дом от «дурного глаза», болезней и непрошеных гостей. Можно по-разному относиться к верованиям и традициям, но учесть специфику выбора узора для наличников в своем доме будет явно не лишним.

    Узоры и фигуры на резных деревянных наличниках

    Понятно, что любой уважающий себя хозяин не повесит на окна деревянного дома первые попавшиеся наличники, процесс подбора темы и рисунка может затянуться, поэтому не стоит злоупотреблять использованием символов, смысл которых непонятен или неизвестен. Если мистическая и культурологическая часть резных наличников создает психологический дискомфорт, можно относиться к резьбе, как способу декоративного оформления оконных проемов деревянного дома.

    Придуманы они были для украшения резных наличников неслучайно, и бережно хранились и передавались практически без изменения. Большинство мастеров-резчиков по дереву режут просто как копировщики, поэтому планировать и расшифровывать рисунок придется своими силами.

    Например, фигурки и изображения животных всегда символизировали позитивные пожелания дому процветания и благоденствия:

    • Змея или дракон всегда обозначала мудрость и силу для защиты дома;
    • Птицы в полете означают радушие и приветливость, сидящие по углам — внимание к гостям и новостям;
    • Рыбы, олени, пучки пшеницы и виноград означают пожелание достатка.

    Не принято было изображать домашних животных и фигурки людей, особенно в одной канве с вьющимися растениями и цветами.

    Более современные рисунки на резных деревянных наличниках обычно имеют традиционный регулярный орнамент.

    Это могут быть переплетающиеся цветы, листья виноградной лозы, уложенные в регулярный узор. В резных композициях XVIII-XIX века уже появились более современные изображения колонн, портиков и капелей, используемых в деревянной архитектуре той эпохи.

    Читайте также  Обрешетка под утеплитель снаружи деревянного дома

    Большая часть резных наличников заказывается у мастеров резчиков. При желании нетрудно изготовить резные наличники на окна своими руками по шаблонам или готовым схемам. Простейшие линии и рисунки можно перевести на заготовку и вырезать граверной насадкой, с более сложными схемами придется повозиться и вспомнить уроки рисования в школе.

    Верхняя часть наличников называлась очельем, это наиболее сложная и красивая часть декора, с одной стороны, очелье задавало общий тон резной композиции, с другой, выполняло функции козырька над оконным проемом. На вершине композиции находилась диадема, символизирующая восходящее солнце, а в центре обязательно изображался медальон или корона из растений. Нижняя часть окна закрывалась резным фартуком, обычно в виде раскрытого веера.

    Если мистическая и культурологическая часть резных наличников создает психологический дискомфорт, можно относиться к резьбе, просто как способу декоративного оформления оконных проемов деревянного дома.

    Обычный переплетенный узор из лозы или цветов будет далек от любого мистического наполнения, при этом красота наличников и резьбы обрамления окна деревянного дома только усилится. У резных наличников с регулярным рисунком есть серьезное преимущество перед сложной многоярусной композицией:

    • Во-первых, шаблоны резных наличников на окна переносятся на деревянную или пластиковую заготовку намного проще и быстрее, чем рисунок со сложной многоярусной композицией;
    • Во-вторых, даже если вы будете вырезать переплетающуюся лозу или кант своими руками и допустите небольшие огрехи, увидеть их в узорчатом поле будет практически невозможно, так устроена психология человека.

    Поэтому, перед тем как сделать резные наличники на окна, выберите для себя простой узор, с минимальным количеством индивидуальных деталей. Даже самый незамысловатый рисунок на облицовочных планках сможет до неузнаваемости преобразить внешний вид окна деревянного дома.

    Варианты изготовления резных наличников своими руками

    Резьба по дереву всегда была и остается достаточно дорогостоящим мероприятием, поэтому вместо покупки готовых наличников, вырезанных или штампованных на мебельном оборудовании, можно попытаться изготовить своими руками декоративные планки с простейшими узорами. В домашних условиях или в столярной мастерской можно воспользоваться одним из трех методов:

    • Перенести шаблон на подготовленную доску и вырезать узоры с помощью гравировального набора;
    • Отлить узоры под резной наличник из полиэфирной или эпоксидной смолы с последующей окраской или отделкой ламинатной пленкой под дерево;
    • Вырезать накладной узор наличника с помощью электролобзика.

    Перед тем как попробовать свои силы в изготовлении резных наличников, нужно подобрать подходящий материал. Для резьбы и гравировки потребуются твердые сорта древесины, хорошо подойдет бук или дуб, чуть хуже сосна или ель, не подойдут тополь и осина. Для вырезки накладного узора можно использовать обычную половую доску, но материал должен не иметь сучков, дефектов или сложного переплетения волокон.

    Шаблоны под вырезку накладного узора

    Для изготовления наиболее простых узоров можно использовать простейшие рисунки переплетающихся растений, цветов, винограда. По сути, это плоская калька от более сложных резных рельефов. Такой узор можно использовать для оформления вертикальных боковых планок наличника.

    Для декорирования очелья окна нужно искать не регулярные, а одиночные узоры, например, композицию из симметрично расположенных фигур или переплетений стеблей растений.

    Тот же узор можно перевести в контурную линию и превратить в плоский орнамент, который достаточно просто вырезается из фанеры, доски или даже плиты МДФ.

    Наиболее сложные рельефные или объемные узоры изготавливаются наборным способом. Первоначально из планок изготавливаются обычные наличники из дерева, отдельные элементы облицовки тщательно подгоняются по размерам окна и собираются в готовую раму.

    Все остальные декоративные элементы последовательно вырезаются из дерева, отливаются из литейного полимера или выпиливаются из МДФ плиты, после чего шлифуются, грунтуются и наклеиваются на подготовленную раму.

    Изготовление резных наличников своими руками

    Чаще всего узоры под отделку окна вырезают из водостойкой ОСБ плиты в виде накладных декоративных элементов. Первоначально на кальке, куске миллиметровки и с помощью программы разрабатывается необходимый шаблон под рисунок.

    Далее необходимо изготовить рабочий шаблон, с помощью которого можно перенести узор на деревянную подложку неограниченное количество раз, фото. Для этого распечатанный на принтере рисунок наклеивают на лист ДВП и вырезают просечной насадкой к дрели или обычными ножницами по металлу.

    После разметки деревянной заготовки можно приступать к вырезанию наличника. Проще всего выполнить пропилы электролобзиком на столярном верстаке.

    По линии выполненных пропилов нужно аккуратно наждачной бумагой снять фаску, чтобы при дальнейшей обработке лицевая поверхность резного узора не скалывалась. Если в качестве заготовки была выбрана достаточно тонкая планка, то вырезанную резную часть декора можно наклеить на тканевую основу.

    Таким же способом вырезают мелкие накладные элементы в виде ромбов, квадратов, колечек, косичек. После ошкуривания вырезанные элементы обтачивают на электроточиле с камнем для шлифовки древесины. С помощью круга можно достаточно просто придать ромбу или любой другой геометрической фигуре необходимую форму, сформировать грани или переходные криволинейные плоскости.

    После наклеивания декора резные наличники грунтуют гидрофобными пропитками и подвергают старению. Делается это для того, чтобы убрать белизну свежешлифованного дерева. Для этого применяют растворы солей железа, меди, хрома. В результате удается подобрать цвет и оттенок резного наличника в тон деревянной оконной раме. Остается вскрыть дерево лаком или масляной пропиткой и установить резной декор на окно.

    Заключение

    Очень часто хозяева деревянных домов вместо изготовления новых декоративных элементов предпочитают покупать старые резные наличники, сохранившиеся по деревням, заброшенным домам и постройкам. Нередко стоимость комплекта резных наличников для трех окон фасада здания обходится дешевле, чем ручная резьба одного наличника современным мастером. В некоторых случаях среди старого декора встречают настоящие произведения искусства, изготовленного вручную мастерами прошлого века. Такие резные наличники обычно подвергают глубокой реставрации и устанавливают не на наружных частях окон, а внутри помещения.

    Москвич спасает старинные наличники, делая из них модные зеркала и стеллажи. ФОТО

    Художник рассказал о том, где он находит уникальные предметы старины и как превращает их в современное искусство

    Виталий Жуйков родился в Удмуртии. С детства он любил рисовать. Возможности посвятить себя творчеству в те далёкие годы у него не было, поэтому после восьмого класса он окончил строительный колледж. Но, как говорится, талант всегда найдёт себе дорогу. Потом была Москва, учёба в Британской высшей школе дизайна, 15 лет работы графическим дизайнером и арт-директором в журналах, посвящённых дизайну интерьеров. Постепенно деятельность Виталия перешла из плоскости графического дизайна в объём и прикладное творчество: он начал работать со стариной, преображая её и создавая модные предметы интерьера.

    «Это прагматичный подход. Дело в том, что люди проходят мимо старых вещей, которые ещё могут пригодиться. Они не понимают этого, не могут оценить. А, на самом деле, к этому просто нужно приложить руки и голову. Тогда вещь заработает и будет актуальной в наши дни», – говорит Виталий.

    Усидеть на двух стульях

    Свою деятельность по преображению винтажа Виталий начал в 2012 году. Тогда в руки дизайнеру попались стулья 50-60-х годов, которые люди выбрасывали на помойку или отдавали за бесценок.

    «Я их реставрировал, красил в интересные цвета, придумывал необычные сидушки, спинки, и люди начали обращать на это внимание, им стало интересно: ведь подобные вещи не только необычны по дизайну, но ещё и практичны. Когда я только начал заниматься этим, мне в соцсетях постоянно присылали фотографии выброшенных стульев и адреса, где их можно было найти», – рассказывает художник.

    Однажды летом он гостил в Удмуртии и увидел, как знакомая, решив обшить свой старый дом сайдингом, выбрасывает наличники. Виталий не смог пройти мимо ставшей ненужной старины и привёз свой первый наличник в Москву, обработал его, вставил зеркало. С этого всё и началось. Впоследствии деятельность по переделке стульев стала художнику неинтересна, и он полностью переключился на работу со старинными предметами.

    Не теряя корни

    Читайте также  Пробковый герметик для деревянного дома

    Несмотря на то, что мужчина уже много лет живёт и работает в Москве, он не утратил любовь к своей малой родине. Каждый год Виталий проводит лето в Удмуртии, в старом купеческом городке Сарапул, где у него есть небольшой домик.

    Через пару лет после создания первого наличника он уже осознанно искал там эти артефакты. По словам Виталия, сейчас в регионе идёт активная деятельность по сносу старых домов, и эти наличники просто выбрасывают за ненадобностью, сваливают под трактор.

    «Это для меня, конечно же, было шоком. Я тогда, помню, прямо из-под трактора вытащил пару наличников. Хорошо, что успел. Идея, как оказалось, лежала на поверхности, её быстро подхватили другие дизайнеры. Мои наличники по телевидению не раз показывали: и в «Дачном ответе», и в «Квартирном вопросе». Уже появились последователи, которые копируют эту идею. Но я не сержусь – это ведь не плохо, что люди начали обращать внимание на вещи с историей, необычные фактуры», – делится Виталий.

    Богачи делали наличники из толстых досок, люди победнее – из тонких

    Он признаётся, что очень любит свою малую родину. Там он черпает энергию и вдохновение для дальнейшего творчества. Поэтому и рабочий материал – наличники, маслобойки – старается привозить именно оттуда:

    «Дело в том, что я знаю эту местность, знаю дома, их историю, людей, которые там жили. Мне легче и приятнее работать, когда чувствую, что есть отдача, какая-то энергия. А просто так поехать в соседние деревни за 200 – 300 км от Москвы – это не моё. Мне неинтересно с такими вещами работать. Корни дают о себе знать. Поэтому каждый год я заказываю «Газель» и везу предметы старины в Москву».

    По его словам, наличники часто отдают за бесценок. Цена вопроса – от тысячи рублей за штуку. Многие и вовсе их дарят. В поисках рабочего материала для своих работ Виталий устраивает целые экспедиции: ездит по деревням, знакомится с хозяевами и оставляет записки на заброшенных домах с предложениями о покупке наличников. Из заброшенных домов художник никогда ничего не берёт. Во-первых, это незаконно, во-вторых – некрасиво: у каждого дома всё равно есть хозяин. Поэтому вопросы по приобретению всегда решаются только лично.

    «Работа со стариной – это всегда интересно. Потом вспоминаешь наличник по истории, связанной с ним. Однажды я приехал за конкретным наличником, но мне сказали, что у брата есть другой — старый, красивый и большой. Во время покупки я ещё увидел большое дырявое корыто и попросил отдать мне его бонусом. Отдали. Я потом сделал столик, а раньше из него поросят кормили. Так часто бывает: приходишь за одним, а уходишь с другим. И про каждый наличник найдутся такие истории. Можно уже книгу выпускать в нагрузку к каждому наличнику о том, как я его добывал», – делится дизайнер.

    Тот самый столик, который Виталий сделал из корыта

    Как рассказывает художник, его наличники пока не стали мейнстримом. Многие до сих пор думают: «Как так, я старьё домой понесу! Лучше новое закажу». Но Виталий считает, что новодел – это другое. Его сразу видно. В нём нет той души, истории, фактуры, которая присутствует в вещах, проживших долгую жизнь.

    Цена бесценного

    На одно зеркало из наличника в среднем уходит около недели. Если создаётся стеллаж, времени требуется больше.

    Технология создания такого шедевра довольно проста: его зачищают, обрабатывают антисептиком, затем в ход идут масло и воск. В редких случаях Виталий покрывает изделие лаком. Но это, конечно, редкость, поскольку в данном случае на дереве появляется неприятная химическая плёнка. Если дерево не крашенное, его обрабатывают только маслом, предварительно пройдясь по поверхности металлической щёткой.

    «Когда я вижу, что наличник крашенный, а цвет – не очень интересный, то с чистой совестью выкрашиваю его в какие-то модные интересные цвета. С ним уже ничего не сделать: старую краску никак не снять, зачастую там её – несколько десятков слоёв», – говорит Виталий.

    Срок службы обработанных наличников – более 100 лет. По словам Виталия, максимум, что может произойти с деревом – небольшое ссыхание. Но это, как правило, происходит при его эксплуатации на улице. А в домашних условиях такой предмет интерьера может прослужить десятки, а то и сотни лет.

    Поленница, изготовленная из фрагментов старого разрушенного наличника

    В вопросе стоимости готового изделия всё зависит от года создания наличника и его размера. Если это старый наличник, Виталий старается не вносить никаких дизайнерских новшеств, а просто вставлять зеркало. Потому что это – уже антиквариат, ценный по факту своего существования. К примеру, у Виталия есть наличник 1905 года и ещё несколько старинных наличников величиной более трёх метров. Такие экземпляры можно смело назвать бесценными, поэтому и цена на них – по запросу.

    Наличники делали из бюджетной древесины — сосны или берёзы. Несмотря на это, они служили своим хозяевам несколько десятков, а некоторые — и сто лет

    Стоимость готовых изделий из наличников попроще — от 20 тысяч рублей. Покупают такие предметы декора две категории людей: те, кто видит в них дачную эстетику и приверженцы современных направлений в интерьерах, таких как лофт, минимализм и т.д. С каждым годом растёт число покупателей-иностранцев. Особенный интерес к таким арт-объектам сейчас проявляют жители Франции.

    Наличник из России, который обрёл новую жизнь во Франции

    «Я думаю, что наличники очень хорошо смотрятся в городских минималистичных интерьерах, хорошо контрастируя со стеклом, бетоном и привнося в такой дизайн свою теплоту. В городской среде наличники становятся акцентным предметом, вокруг которого можно выстроить весь интерьер. Это как некая скульптура, арт-объект, который играет очень яркую роль. На мой взгляд, здесь они смотрятся гораздо лучше, чем в загородных дачных домах, где они, зачастую, просто теряются», – считает создатель необычных предметов.

    Сохранить и приумножить

    Спасать старину Виталий планирует и в дальнейшем, однако признаётся, что не прочь попробовать свои силы и в других направлениях:

    «На данный момент вот увлёкся плетением по дереву. Вообще я открыт ко всему, всеяден. Мне очень интересно экспериментировать и пробовать что-то новое. Сейчас присматриваюсь к керамике и думаю, почему бы не совместить в моём творчестве два направления: наличники и керамику. Конечно, наличники – это «рабочая лошадка». Они меня кормят и дают возможность экспериментировать. В планах же – создание штучного дизайна, небольших серий, коллекционных вещей, которые не хотелось бы потом повторять».

    Что же касается наличников, то Виталий уверен, что эта любовь – надолго. Вместе с тем он призывает хозяев старых домов не спешить уничтожать старое, а попытаться сохранить историческое наследие.

    Даже на сайдинге старый наличник может смотреться гармонично: смотря как к этому вопросу подойти и какие цвета подобрать. В любом случае, это лучше, чем, сжечь в печи или отнести на помойку.

    Художник советует: если есть необходимость в установке пластиковых окон, где присутствуют наличники, постарайтесь сделать их не сплошными, а с рамами, чтобы они не выглядели как пустые глазницы.

    «Всегда проще выбросить, чем подумать, как это можно обыграть. Пластик пластиком, но окно – это всё-таки внешний вид, душа дома. На Руси наличники вообще считались сердцем и глазами жилища. Существовало даже поверье, что, чем богаче наличник, тем щедрее хозяин. Я бы не стал торопиться выбрасывать. Подумайте, как можно всё это сохранить и использовать», – говорит Виталий.

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий